Всё под рукой! Рули!

Какой водитель не мечтал оказаться за рулем гоночного болида. Однако, оказавшись за ним, он уже не сможет привычно ехать с одной рукой, ведь все мастерство пилота – игра на кончиках пальцев, в буквальном смысле. Почему? Все внимание на руль!
Если двигатель – сердце гоночного болида, то руль, безусловно, его нервная система.
Современный руль, как правило, оснащен порядка 35 всевозможных кнопок и рычагов. К тому же на руле есть три лепестка: два, отвечающие за переключение передач, ими пилот пользуется около 4000 раз за один заезд, и один за сцепление.
А с недавнего времени он оборудован и LCD экраном. Глядя на него, пилот узнает о состоянии автомобиля, об оборотах, температуре, количестве кругов, которые осталось проехать.
Рассмотрим назначение кнопок и рычагов на примере руля болида команды Sauber C33.
N – оперативное включение «нейтралки» с 1й и 2й передачи
BRKBAL - настройка баланса тормозных механизмов
Black Box- служит для сообщения механикам о предстоящем пите
S1/S2 – пилот сам может установить на них нужные функции
Entry – настройка параметров работы дифференциала
BRK-/BRK+ - изменение баланса тормозных сил
IGN -настройка времени воспламенения топлива
ACK - сохранение настроек
PREL – регулировка нагрузки на дифференциал
Oil – перекачка масла в основной бак
BP – выявление оптимального момента сцепления
DRS – снижает сопротивление, регулирует заднее антикрыло
PL - регулировка скорости на пит-лейне
R - связь между пилотом болида и командным мостиком
SOC – проверка ERS-системы
Pedal - управление педалью газа
Fuel – регулировка степени потребления топлива
OT – активация предустановок настроек всех систем
Tire – сообщение блоку управления об установленных на болиде шинах
BBal-/BBal+- калибровка соотношения тормозной системы
MFRS - управление различным набором систем
-10/+1 - навигация внутри меню
По описанию можно увидеть, что система предлагает большое количество настроек для самого гонщика. Важно добавить, что и информацию, которая будет появляться на мониторе, пилот тоже определяет самостоятельно. Так он в любой момент сможет узнать не обходимые сведения о состоянии своего болида «здесь и сейчас».
Очень часто настройки руля приходится регулировать чуть ли не на каждом повороте. Этим знаменита Шанхайская трасса – гонщику остается только успевать переключать лепестки и менять настройки, и все это на невероятных скоростях!
Вес современного руля колеблется от 1, 3 до 1, 5 кг. Для его изготовления используют различные материалы, в том числе, углеволокно, резину и др. Однако важный момент – регламент соревнований запрещает использование карбона, а углепластик ограничивает до 100 грамм.
Форму руля производитель определяет сам, чаще всего используются квадратные и прямоугольные формы или руль - «джойстик».
Стоимость одного руля может достигать до 50 тысяч долларов! А, как известно, одним рулем на сезон не обойтись, их требуется порядка 8 для одного автомобиля.